Велодозор «Переселение казаков на Кубань»

Технология игрового образования становится все популярнее в школах Усть-Лабинского района. В ознаменование 76-й годовщины образования Краснодаского края в школах прошли образовательные игры «Переселение казаков на Кубань». Тема одна, но наполнение в каждой школе индивидуальное. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию отчет координатора Программы «Школа нового поколения» школы № 6 им. И.Т. Сидоренко И.И. Кулова о проведенной квест-игре «Переселение казаков на Кубань»

«Цель игры: формирование познавательного интереса к различным областям знаний, воспитание сознательного, творческого отношения к образованию, подготовка к сознательному выбору профессии.

Ожидаемые результаты: получение опыта самореализации в различных видах деятельности, навыки коллективной работы, расширение рамок общения с социумом.

Форма: «Велодозор». Участникам предстояло разгадать ряд загадок, ключ к каждой из которых был заложен в каком-то объекте микрорайона Усть-Лабинска.

Побывав на игре-семинаре в ст. Ладожской «Переселение казаков на Кубань» и послушав впечатления об играх, проведенных в других школах, мы решили придумать свои, не менее интересные остановки. Творчество коллег нам очень понравилось оригинальностью заданий, вовлечением детей в процесс применения знаний в практической деятельности, необычной для них.

Собравшись вместе, как обычно, мы начали разрабатывать маршрут «Велодозора» и распределять роли. В течение месяца рабочая группа ежедневно собиралась для решения организационных вопросов и координации действий. Был разработан сценарий, организована книжная выставка, составлены рекомендательный список краеведческой литературы, буклеты, разработаны маршрутные листы, сформированы команды участников, проведено ознакомление участников с условиями игры. Всю музыкально-литературную часть игры - дополнительные вопросы, задания и условия выполнения заданий - талантливо реализовала литератор Г.В. Запара. Работа в команде, «мозговой штурм» для нас – привычное дело. И эффективность такой работы намного больше: больше идей, подсказок друг другу.

Итак, маршрут в основном был создан. Каждому осталось додумать детали легенды, подобрать необходимые принадлежности и атрибуты.

002.jpg

11 октября в школе началась образовательная квест-игра «Переселение казаков на Кубань», в которой участвовали все учащиеся 6-х классов. Им предлагалось пройти маршрут по 6 станциям: «Кубанская балачка», «Историческое лото», «Метеостанция», «Форт Казачий», «Кубанская степь», «Новый город» и на заключительном этапе побывать на «Свадебном переполохе» по-кубански. Некоторые станции располагались за пределами школы в микрорайоне и, чтобы добраться к ним, ребята пересели на велосипеды. Для сопровождения к командам были прикреплены руководители групп – учащиеся старших классов.

Получив необходимые инструкции, маршрутные листы и карту игры, команды велосипедистов, как застоявшиеся кони, рванулись со старта. Азарт светился в глазах юных казаков. Задания на станциях были разнообразные, интересные, познавательные. Поразило то, как старшеклассники (а это были мальчишки) стали вдруг заботливыми «наседками», зорко следившими за своими подопечными «цыплятами». Ведь они отвечали за успешное прохождение командой каждого этапа: старались помочь найти им правильный ответ, натолкнуть на правильное решение того или иного задания. Ребята очень переживали за свою команду. Станция «Метеостанция»

Легенда заключалась в следующем: отплывая на 50 лодках и одной яхте на земли, дарованные Екатериной, нужны были знания о направлении ветра, маршрута. А тех современных устройств, которые сегодня помогают человеку определять погоду, у казаков не было. Команде надо было создать из подручных средств флюгер, определить с его помощью по сторонам горизонта направление ветра, по карте рассчитать длину маршрута казаков, пользуясь масштабом карты. Выполняя задания, некоторые столкнулись с трудностями: как измерить расстояние по карте. Лежащая катушка ниток, не подсказала как измерить расстояние ниткой. Использование нитки как измерительного прибора было открытием для детей. Второе открытие – флюгер. Детям были предложены спички, бумага, палочки, нитки. Только одна команда догадалась определить направление ветра двумя способами: зажечь костер и по направлению движения дыма определить направление ветра. Второй способ – сделать флюгер из палочки и нитки, привязанной к ней. По нитке было видно, куда дует ветер. Здесь же, на метеостанции, был компас, который помог в определении направлении ветра. С этим заданием уже было легче. Каждая команда получила в подарок флюгер, сделанный своими руками.

003.jpg

Станция «Новый город»

Легенда: Нелегко обживались на Кубани казаки. Царила нищета: ни еды, ни одежды, ни обуви. Прошло несколько лет, прежде чем переселенцы кое-как обжились на новом месте: привыкли к климату, раскорчевали земли, покрытые цепкими тёрнами, начали засевать хлебом пашни. Пахали и одновременно несли пограничную службу. Для возведения новых населённых пунктов требовались мастера.

Задание: Намечено возведение нового кубанского города. Для строительства города приглашаются работники. Ваша задача – используя предложенный инвентарь определить профессию и за 3-5 минут доказать важность, приоритет «своей» профессии для народного хозяйства нового города; ярко и четко описать особенности труда в ней.

Участие приняли 5 команд. Передвигались команды с помощью велосипедов. Трудностей в понимании инструкции не возникло ни у кого. В процессе решения задания учащимся предстояло продемонстрировать свои коммуникативные умения, способность убеждать и аргументировано доказывать точку зрения. Несмотря на мнимую лёгкость задания, ребята столкнулись с трудностями. Они поняли, для того, чтобы убедить «работодателя» в значимости своего труда необходимо иметь чёткое представление о профессии, которую представляешь, владеть знаниями об особенностях данной работы. Лидерские качества продемонстрировать смогли несколько участников: Степанов Ярослав, Мозговой Эдуард, Гринько Владислав, Плюхин Егор, Хорунжая Алина. Они не только правильно выполняли задание, но и помогали, стимулировали других к ответам. Результат успешного прохождения станции - награждение команды нагрудным значком «Заслуженный строитель».

004.jpg

Станция «Историческое лото»

Станция располагалась в школьном историко-краеведческом музее и предусматривала выполнение командами заданий двух направлений:

  1. заполнение пропусков в тексте (слова на выбор из предложенного списка), оформление словарика, разыгрывание сценки-беседы двух казаков и пояснение смысла диалога, а также прочтение кубанских пословиц и их комментирование; 
  2. выбор из набора карточек-вопросов по истории, географии, культуре Кубани 10 карточек и ответ на предложенные вопросы.

Баллы, полученные командой на данной станции, суммировались и выставлялись в ее маршрутный лист. Все команды справились с заданиями, но с разными результатами. Одна из пяти команд получила максимальное количество баллов – 13, показав умение командной работы, умение четко распределять роли, умение проводить «мозговой штурм» и приходить к верному решению.

Все участники игры успели не только выполнить задания, предложенные на станции, но и совершить обзорную экскурсию по музею, в ходе которой иногда «сталкивались» с «зашифрованными» в заданиях словами.

Ответы игроков и порадовали руководителей станции, и, одновременно, обозначили имеющиеся слабые места в умении ребят применять теоретические знания на практике. Но все мы, и ребята, и взрослые, убедились в том, что учиться, играя, здорово и эффективно!

005.jpg
Станция «Кубанская балачка»

Легенда: Язык жителей нашего края складывался их двух языковых стихий и культур – русской и украинской. Многие кубанцы без труда переходили в разговоре с одного языка на другой с учетом ситуации. Черноморцы в разговоре с русскими, особенно городскими, стали использовать русский язык. В общении со станичниками, знакомыми, соседями, родными - «балакали», т.е. говорили на местном кубанском диалекте.

Выполняя первое задание, командам нужно было заменить описание понятий, связанных с кубанским жилищем, диалектным словом. Дети использовали слова для справок: погребнык, копанка, кабыця, угольник, сволок, конёк, подворье, рушник, услон.

Балка, поддерживающая потолок, в деревянных постройках-____________

Летняя печь –____________________

Казачья усадьба -______________________________

Посудный шкаф_______________________________

Вышитое полотенце на стене______________________________

Украшение на крыше_____________________________________

Неглубокий колодец, обложенный кирпичом, со срубом из дощечек______________

Длинная деревянная лавка -

Место, где расположен погреб_____________________________________

Это задание у ребят вызвало небольшое затруднение, команды рассуждали, обменивались мнениями, использовали «метод исключения». Лучше всех с этим заданием справились Воробьев Николай, Кузьменко Яна, Ким Сергей.

Во втором задании нужно было вставить подходящие по смыслу слова. В третьем задании нужно было найти диалектные слова в кубанских пословицах, прочитать и объяснить смысл пословиц.

  1. Если ты чоловик, побиды мэнэ словлом. 
  2. Застав дурня Богу молыця, вин лоб набье, а Богу нэ помолыця. 
  3. Жалей покы жэвый, умрэ - плакать будэш. 
  4. Жэвуть як кишка с собакой. 
  5. За дурною головою и ногам нэма покою. 
  6. Лучче сыныця в жмыни, чим журавль в нэби. 
  7. Моя хата з краю, ничого нэ знаю.

    Лучше всех с этим заданием справилась команда «Спартак» (Игнатенко Кирилл, Исаенко Елизавета, Брежнева Юлия, Ландиков Сергей, Бирюкова Алина).

В четвертом задании необходимо было разыграть сценку на кубанском диалекте и рассказать о чем говорили два казака.

- Грыцько!

- Чого?

- Шо я у тэбэ спытаю.

- А шо.

- Чинэзнаеш, чоголюдыбувають то биляви, то чорняви?

- Як нэ знать, знаю!

- А чого?

- От дурный. Уже-жнэ того, як чого, шо одни родятьця у дэнь, а други у ничь.

- Це-б то днем били, а ночу чорни?

- Та вже-ж нэ як!

- Ай и справди, мабудь так! Ну а рыжи колы?

- Рыжи?

- Эге! Эмоционально эту сценку разыграли Гринько Владислав и Тараникова Полина из команды «Ремикс», к сожалению, Мозговой Эдуард дал неверное объяснение этого диалога. Остальные команды справились с заданием и смогли объяснить, о чем идет речь в этом диалоге казаков.

Впечатления детей о прохождении станции «Историческое лото»: «Больше всего мне понравилась станция «Историческое лото», которая проводилась в школьном музее. Мы выполняли разные задания, подбирали нужные диалектные слова, составляли предложения, учились понимать смысл кубанских пословиц и разговаривать, как кубанские казаки» (команда «Ремикс», Воробьев Николай, 6 «Б»). «Все станции были по-своему интересны. На станции «Историческое лото», мы вспомнили всё, что изучали на уроках Кубановедения и смогли ответить на все вопросы викторины. Мы учились «балакать». Нам было очень интересно» (Кузьменко Яна, 6 «Б»). «Это было интересно. Я открыл для себя, что-то новое, решал жизненные задачи. Были такие задания, где приходилось думать и вспоминать пройденный материал. Очень здорово, что игра проходила на велосипедах. Самой трудной была первая станция «Историческое лото», но она была и познавательная, вместе с метеорологической станцией. Еще у нас был отличный лидер Демирчян Эдуард, который нам всегда помогал, за что ему большое спасибо! Игра была увлекательной и познавательной!» (Мозговой Эдуард, 6 «Б»).

006.jpg

Станция «Кубанская степь»

Легенда. После переселения на Кубань возникла необходимость в возделывании земель. Казаки обратились за помощью к Англии, которая являлась одной из наиболее развитых сельскохозяйственных стран в 18-19 веках.

Каждая команда получила карточки с описанием растений на английском языке и картинки с их изображениями. Необходимо было соотнести описание и картинку и выбрать те культуры, которые можно выращивать в нашем регионе.

Команды выбирали разные стратегии выполнения задания. Одни искали в тексте знакомые слова и пытались соотнести их с изображением, другие переводили тексты и по описанию определяли растение. К сожалению, не все принимали участие в выполнении задания. В каждой из команд был лидер, который читал описания и подбирал картинки. Фактически, он взял работу всей команды на себя. Можно отметить активную работу Кузьменко Яны, Мозгового Эдуарда.

Наибольшей сложностью при выполнении задания было незнание лексики на английском языке. Приятно отметить, что, несмотря на эту трудность, ученики справились с заданиями, опираясь на тот минимум слов, который знали.

007.jpg

Станция «Казачий форт»

Когда объявили указ о переселении на Кубань, недостатка в добровольцах не было. Многие решили попытаться счастья в кубанских землях. Но прежде чем отправиться в опасный дальний путь, на всякий случай решили разделить семейную казну на 2 части: золото взяли собой, а серебряный «скарб» сложили и закопали в казачьем форте, оставив тайные приметы известные только членам семьи. Как сложилась судьба переселенцев в точности неизвестно. Кого-то сгубила лихорадка, кто-то героически погиб в сражениях с горцами, кто-то сумел выжить и пустить корни в Кубанской земле. Правнуки уже и не вспоминают про то, из каких краев пришли их деды. Но и по ныне казачий форт хранит тайну семейного клада. И сегодня вы пройдете по тайным приметам и попытаетесь найти оставшуюся часть клада. Станция «Свадебный переполох»

Последний этап игры «Свадебный переполох» - красочное представление дополнило впечатление кубанским колоритом. Учащиеся инсценировали обряд сватовства на Кубани на кубанском говоре – балачке. Задорная плясовая, сваты, крестные и соседи погрузили всех в мир кубанской семьи. Мы увидели, что семья постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом она творит уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то семьи создают их сами. Мы все сошлись во мнении, что нужно чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.

009.jpg

Завершилась игра подведением итогов. Здесь все участники делились своими впечатлениями о пройденных станциях: что им понравилось, что вызвало больше затруднений. Но все сошлись в единогласном мнении: «Игра – это круто! Хотим еще!».

Думается, что этот солнечный осенний день когда-нибудь станет для них одним из самых ярких воспоминаний детства. В течение последующих дней ребята вдохновенно перерабатывали и творчески оформляли те материалы, которые им удалось собрать на маршрутах, т.к. именно от этого зависела итоговая сумма всех набранных баллов. 15 октября в актовом зале школы прошёл заключительный этап игры – представление и защита оригинальных электронных презентаций-отчетов команд-участниц. Как талантливы наши дети! Каждая презентация была неповторима, интересна, каждая по-своему представлена и, значит, по достоинству оценена компетентным жюри.

Подводя итоги, нельзя не отметить, что организация и проведение подобного рода мероприятий, дает убедительный импульс к изучению подростками родной истории через «живое» общение с ней, формированию настоящих исследователей-краеведов, которым в будущем, возможно, удастся вписать новые страницы в летопись Усть-Лабинска».