К вопросу о понимании…

15 апреля в базовой школе № 26 прошёл ознакомительный семинар «Игровые образовательные сессии как реализация мыследеятельностного подхода в основном общем образовании (на примерах из области литературного образования)», который провели педагоги московского Центра образования «Измайлово» (директор Рывкин А.А.)

Семинар проводился по инициативе и по просьбе РАЛ, которому в феврале удалось познакомиться с игровыми формами организации основного и дополнительного образования в форме игровых образовательных сессий (ИОС) и Детско-взрослой академии (ДВА).

В ЦО «Измайлово» ИОС проводятся несколько раз в течение учебного года в виде 2-3-хдневного погружения, а ДВА – выездное мероприятие, которое проводится в период зимних и летних каникул длительностью от 5 до 10 дней.

Ведущая семинара, руководитель Службы социально-педагогического проектирования этой школы, И.Г. Назарова представила своих коллег: завуча школы, руководителя ДВА О.Л. Коневу, преподавателя МГИМО Л.Б. Пирогову, преподавателя математики О.Н. Караваеву и ее дочь Катю – тоже преподавателя школы, которая тоже начала преподавать в школе.

Разговор сразу же завязался вокруг главной проблемы: как научить школьников не только читать, но и понимать любые тексты – от художественных и гуманитарных до естественно-научных и математических.

Как «удается» основной школе всего за 4 года «добиться» того, чтобы среднестатистический российский школьник опустился с 1-го места в мире среди развитых стран - после 4-того класса на 32-ое место (из 40) – после 8 класса?

Одно из парадоксальных предположений, к которому пришли участники: структуризация текста в учебниках, выделения курсивом и жирным шрифтом отучает учеников думать и трудиться над пониманием, проникновением в таинства смысла, в то время как в начальной школе тексты, как правило, превышают возможности полного понимания ребенка.

Гости рассказали, как организована ИОС, в чем особенности ДВА, какую роль в развитии идей ДВА сыграло влияние незаурядной личности Е.Ф. Сабурова, который принимал в них активное участие последние 10 лет – вплоть до своей кончины в 2009 г.

Интересным показался тезис о том, что наилучшим материалом для отработки навыков глубинного понимания текстов любой природы могут служить стихотворные тексты. Л.Б. Пирогова рассказала об опыте работы над текстами В. Хлебникова и других русских поэтов начала ХХ века, а также над стихами Е.Ф. Сабурова и других современных российских поэтов.

Лучшим подтверждением всего сказанного стал показанный гостями кинофильм об одной из ДВА, и после его просмотра педагоги 26-ой школы договорились о продолжении контактов – ближайшая ИОС будет с 22 по 24 апреля, и по любезному приглашению хозяев, в ней примут участие педагоги базовой школы. О результатах этого визита мы обязательно сообщим на нашем сайте…